![]() |
||||||||
<
После безуспешных попыток немецких войск взять город штурмом осенью 1941 г., линия фронта стабилизировалась по линии Урицк - Пулковские высоты - Колпино - берег Невы (за Усть - Ижорой) и далее, по левому берегу реки. Как это часто бывало в нашей истории, эта линия фронта держалась только на уникальных возможностях русского солдата, и если и содержала, то, практически, только полевые огневые сооружения. Не имея подготовленных линий обороны, город оставался практически беззащитным, в случае возможного прорыва установившейся линии фронта, другое дело, что достаточных сил для этого, у выдохшихся немцев уже не было. Строительство
оборонительных сооружений началось в июле 1941 г. по линии: Финский залив
- посёлок №3 - станция Предпортовая - Окружная железная дорога - Рыбацкое
- Уткина заводь - Сосновка - станция Ржевская - Новая Деревня - Старая
Деревня - Финский залив. Внешняя линия
обороны, попавшая во второй половине прошлого века в зону интенсивного
строительства новых районов города, уничтожалась по мере необходимости
и сохранила некоторые долговременные сооружения, доступные, по крайней
мере, для осмотра с внешней стороны, а, при остром желании, и внутри.
Все сохранившиеся сооружения в чем-то, достаточно интересны и уникальны,
прежде всего, тем, что находятся в самом городе, среди развитой городской
инфраструктуры. Местность,
по которой проходила линия обороны, исключительно равнинная и, в основном,
болотистая. Единственные возвышенности в этой части пригородов - это Пулковские
высоты, с которых, как известно, просматривается весь город, вплоть до
северных окраин. Линию обороны
пересекали три ветки железных дорог, Московского, Витебского и Балтийско-Варшавского
направлений и две небольшие речки - Красненькая, плавно переходящая в
Лиговский канал, и Волковка, которые, все вместе и стали некоторой опорой
оборонительной полосы, являясь естественными преградами. Кроме того, с
успехом были использованы существующие здания. Это и известный "Пентагон"
на Московской площади, Чесменский дворец с одноименной церковью, и ряд
других, постройки прошлых веков. Все ДОТ, одноэтажные, состоят из боевого каземата относительно небольших размеров, предназначенного только для размещения оружия и гарнизона. Некоторые сооружения имеют прямые сквозники или защиту входов отбойными стенками с козырьками. Фронтальные стены всех сооружений имеют толщину 1,5 м, перекрытия - 1 м, на которых имеется противооткольная одежда. Сохранившиеся сооружения, разбросанные на протяжении 15 км, уже не позволяют полностью реконструировать узлы обороны, но дают уникальную возможность изучить конструктивные особенности типовых ДОТ, представить принципы построения узлов сопротивления и взаимодействия огневых точек. Единственный район, который как-то может быть реконструирован, показан на схеме, но и он имеет значительную область, в которой уже нет сооружений. ![]() Цифрами на схеме обозначены сооружения: 1 - двух амбразурный пулеметный ДОТ; 3, 7, 9 - одно амбразурный пулеметный полукапонир; 2, 5, 6 - одно амбразурный фронтальный ДОТ; 4, 8 - одно орудийный ДОТ (ОРПК). Примечание: ДОТ № 9 уничтожен в 70-х гг. при расширении платформы "Ленинский проспект". На северо - запад от представленного на схеме района, по направлению к Гавани, есть, по крайней мере, еще два сооружения. Они, вероятно, станут предметом дальнейших обновлений этого раздела. |
||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |